Карине ГермановнаКарине Германовна
English for everyone

Час общения на тему "Человек среди людей"

Классный час

Тема: Человек среди людей

Цель: оказание помощи старшеклассникам в самоопределении, выборе жизненной позиции, осознании своих отношений с окружающим миром.

Задачи: Развитие умений учащихся вести диалог. Способствовать раскрепощению ребенка во время общения.

Оборудование: карточки, лестница, доска

Учитель:

  1. Ребята, закройте на минуту глаза. Вспомните самые интересное и приятное за сегодняшний день...(вспоминают). А как насчет улыбки? Вам нравится, когда вам улыбаются? Тогда давайте с приветливой доброй улыбкой посмотрим друг на друга и скажем «Здравствуйте!»
  2. Подошел еще один час общения, но сегодня предстоит общаться не только друг с другом, но и показать, как мы умеем отстаивать свою точку зрения, рассуждать. На прошлом классном часе мы говорили о том как человек может познать себя. Как? (в обществе, в сравнении с другими людьми). И как узнать о человек? ( по его делам, поступкам).
  3. Слайд 1. Я попрошу вас прочитать высказывание. Тот, кто думает, что может обойтись без других сильно ошибается, но тот, кто думает, другие не могут обойтись без того, ошибается еще больше. Ф. Ларошфуко. Как вы это понимаете?
  4. Слайд 2. Робинзон Крузо. Известный вам по книге Д. Дефо , оказавшись на необитаемом острове, ощутил всю тяжесть отсутствия человеческого общения. Первым делом он научил попугая разговаривать, разговаривал сам с собой, он выжил, 28 лет сражался с дикой природой, но не было и дня, когда он не вглядывался в морскую даль, в надежде увидеть на горизонте корабль, которой вернет его в общество.

Потому что человек вне общества утраивает главные радости общения с другими людьми. Быть и жить в обществе значит преподносить себя, узнавать себя, ощущать себя в обществе в коллективе. Человек смотрит сначала на других.

  1. Слайд 3. Обратите внимание на слово мудрой китайской пословицы. «Мудрый ищет погрешности в себе, немудрый в других». Как вы это понимаете? (сначала нужно разобраться в себе, а не искать изъян в других)
  2. Слайд 4. Игра «Комплимент». Вот вам карточки с именами ваших одноклассников, в каждой вы должны отметить ту черту характера, которую вы его уважаете, любите. Написали? А теперь все это скажите вслух, попытайтесь сделать комплимент. Что было труднее? Как вы думаете, почему? Молодцы! Да, действительно, каждый из нас – личность, неповторимая индивидуальность.

А теперь попробуйте тому же человеку, которому говорили комплимент, рассказать о том качестве характера, которые вам не нравится. Оказывается, не все могут, почему? А если надо сказать правду?

  1. Давайте разберем ситуацию: у Сережи день рождения, друг пришел с таким поздравлением: «Серёжа, я поздравляю тебя и желаю тебе изменить свой характер в лучшую сторону» Будет ли рад Сережа? Можно ли его считать другом? Что значит быть вежливым?
  2. Действительно, легче сделать замечание, чем похвалить. Важно в жизни уметь подмечать все самое доброе в человеке, прийти на помощь в трудную минуту. Ведь помощь может быть не только материальная (деньги, вещи), но и просто поговорить с человеком, пообщаться.
  3. Слайд 5. Лев Кассиль как-то сказал: «На свете, кроме тебя, есть другие люди, и они нуждаются в твоей доброте, понимании, в твоей защите и помощи». Про кого идет речь? (инвалидов). В какой день отмечается день инвалидов?
  • Слайд 6. В настоящее время существуют благотворительные организации и фонды. Какие вы знаете? (Линия жизни - помогает детям с тяжелыми сердечными заболеваниями, Красный Крест - помощь в сфере здравоохранения). Как вы думаете для чего создаются благотворительные фонды? (оказывается безвозмездная помощь гражданам, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию). Что мешает нам совершать добрые дела? (загруженность, мы проходим мимо, куда-то торопимся, не замечая, что кому-то нужна наша помощь. А порой мы просто боимся подойти к человеку, думая, что это сделает кто-то другой…).
  1. Слайд 7. Послушайте такую сказку « Пенек»

Стоит в лесу пень. Оброс мхом, греется на солнце. Поселился под пеньком еж, хлопочет в норке, а пенек кряхтит, отворачивается.

  • Будем с тобой дружно жить? – спрашивает ёж.

Поглядел пень равнодушно, зевнул. С другой стороны пня поселилась змея, и тоже мню предложила дружбу, но пень даже и не взглянул на неё.

И вот однажды ёж напал на змею и победил в кровавой схватке.

  • Это я змею убил, - говорит ёж.
  • Хорошо, - ответил равнодушно пень, опять зевнул и греется себе на солнце.

- Какое качество характера свойственно пню?

  • (Бесчеловечность, равнодушие) – словарь Ожегова.

Бесчеловечность – чудовищность, негуманность, безжалостность, чёрствость, варварство, лютость, беспощадность, бесчеловечие, садизм, свирепость, бессердечность, кровожадность, жестокосердие, бессердечие, жесткость, антигуманность.

Равнодушие, равнодушия, мн. Нет, ср. Состояние равнодушного человека, безучастное, лишенное интереса, пассивное отношение к окружающему. Отнестись с равнодушием к чему-нибудь. Проявить полное равнодушие к чему-нибудь.

  1. Слайд 8. Бруно Ясенский «Бойтесь равнодушных людей, это с их молчаливого согласия творятся самые страшные дела в мире…»

Слова Сухомлинского «Быть равнодушным – значит, потерять способность к чувствованию рядом с собой человека. Чтобы уберечь себя от равнодушия, надо овладеть соучастием, состраданием, сочувствием.

- Какие события в нашей современной жизни заставили вас сочувствовать, сострадать? (Авиакатастрофа в Казани, наводнение на Дальнем Востоке, террористы в Беслане)

  1. Слайд 9. Увы! У каждого из нас есть свои недостатки, которые могут сыграть злую шутку с нами, если мы их не постараемся исправить, ибо каждый человек «не черен, не белый, а в полосочку»

Чтобы у нас не было черного списка в жизни мы заменим белым. Замените все плохие слова добрыми, противоположными по смыслу.

- Грубость – вежливость

- Обман – доверия

- Злость – доброжелательность

- Скупость – щедрость

- Унижение – уважение

- Ненависть – любовь

- Равнодушие – внимательность, отзывчивость

  1. Опираясь на опыт мудрых мира сего мы с вами попробуем составить памятку по самовоспитанию, которая нам поможет быть в обществе достойным человеком.

Учащиеся берут листочки с изречениями и составляют памятку по самовоспитанию.

Памятка по самовоспитанию.

  1. «Надо установить чего мы хотим, добиваться желаемого с упорством» (Сенека)
  2. Не ограничивай себя сроками. Если трудно исправляться, начинай с легкого недостатка.
  3. Верь себе, уважай себя. «Думай хорошо и мысли твои созреют в добрые поступки» (Л.Толстой)
  4. Каждый вечер давай себе отчет, как прошел день, на что тебе следует обратить внимание.
  5. Веди счет своим удачам, а не огорчениям.
  6. И не когда-нибудь, не завтра будьте воспитанными, а сегодня, сейчас и всегда.
  7. Играйте роль человека воспитанного – привыкните и станете такими.

«Век живи – век учись», - гласит народная мудрость. Культуре речи, поведения, хорошим манерам учиться никогда не поздно. Правила хорошего тона необходимо знать каждому. Ведь без этого трудно поддерживать в современно обществе репутацию воспитанного, цивилизованного и культурного человека.

  1. Загадка. Она ничего не стоит, но многое дает. Она обогащает тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, но порой в памяти остается навсегда. Она создает счастье в доме, рождает атмосферу доброжелательности в обществе, она – отдохновение для уставших, дневной луч для опечаленных, лучшее противоядие, созданное природой, от неприятностей. Её нельзя купить, выпросить, нельзя не одолжить, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока её не подарили. (улыбка)
  2. Игра «Свеча Откровения» под муз сопровождение.

Прежде чем расстаться, попрошу вас встать в круг. Мне было сегодня приятно с вами общаться. Я прошу чтобы каждый из вас рассказывал о чувствах, которые он сегодня испытал, с которыми уходит с нашей встречи. Пригодится ли вам то, о чем мы сегодня размышляли? Я предаю вам Свечу Откровения. (зажигается свеча, дети высказываются.) Спасибо.

 


Печать   E-mail